Национальная безопасность в надежных руках

– Сидел я без работы, вдруг узнаю, что приятель мой с детства, Вова Вардунас, пишет сценарий сериала. Позвонил: «Вставь меня куда-нибудь». Он: «Столько раз писал тебе роли, режиссеры всегда отказывались». Действительно, в «Фонтан» он мне написал по очереди целых пять ролей. Но тогда Мамину казалось, что я не подхожу в его кино. А вот сейчас хочет меня снимать. Спрашиваю у Вардунаса: «Кто в сериале режиссер-то?» – «Митя Светозаров». А я у Мити снялся в четырех фильмах, причем в двух у меня главные роли – «Прорыв», про аварию ленинградского метро, и «Псы». Только когда эти фильмы вышли, наш прокат рухнул. На предложение Вардунаса о моем участии в сериале Митя сказал: «Без вопросов». Они вставили меня во вторую серию. Так и пошло. Снимаюсь уже третий год. Сейчас сделано 28 серий, заказано пока 38.

– Изначально ваш герой был так и задуман придурковатым?

– Это закон жанра. Если один умный, то второй придурковатый. Мы же с Пореченковым выступаем в паре. Но мой Краснов не придурок, а просто не любит делать лишнюю работу, брать на себя ответственность. Я бы сказал, что он скорее придуривается. Как всякий человек, ленив: если можно чего-то не делать, не делает. Например, предпочитает не сходить, а позвонить, говорить «не понял», пока работу не отдадут другому. Если Мишиному герою проще пойти самому разобраться, набить морду, то моему лучше сидеть в кабинете и писать бумаги о том, что ходил, но не застал никого. Но когда жареный петух клюнет, у него есть и оперативная сметка, и драться может, и стрелять. Но все-таки лучше не напрягаться.

– Чувствуется, он вам симпатичен.

– Приятно играть узнаваемый образ. Например, когда человек долго держит себя в рамках, а потом после 4-5 рюмок вдруг проявляет жлобство, то в жизни это неприятно, а играть интересно. Как актер, могу понять любого героя, это профессиональная обязанность.

– Не устали от напряженных съемок?

– Иногда хочется отвлечься. Параллельно сериалу успел сыграть у Сережи Бодрова в «Танце живота». У Рогожкина – все время, в картинах «Блокпост», «Болдинская осень» в главных ролях. В «Охоте в зимний период» режиссер просто придумал эпизод, в котором мы появляемся парой с Пореченковым в одинаковых одеждах, с одинаковыми стрижками. Это называется «явление лица».

– Что хорошего принес сериал в вашу жизнь?

– Стабильность, могу не думать про деньги на еду и одежду. Об остальном пока думать приходится – машина дешевенькая, с жильем напряженка. Сериал дает большой профессиональный опыт. Митя – режиссер, который не тиражирует найденное, ему это скучно, он ищет новое. Да ещё участвуют практически все хорошие актеры города.

– А что плохого принес сериал?

– Если за собой с профессиональной точки зрения тщательно следить, то ничего плохого. Конечно, если замылиться, начать тиражироваться – такое иногда бывает… Но на это есть Митя Светозаров: «Ты чего? Я тебя в следующей серии пулей в лоб прямо в первом кадре и убью. Чему ты учился в институте?» Начинаем придумывать интересные ходы, историю взаимоотношений героев, которых в сценарии нет. Иногда сидим с Пореченковым, треплемся, ради шутки что-то изобретаем, и оно как-то откладывается в наших персонажах. С Миней-то у нас замечательные отношения. В первых сериях играли то, что написано, а сейчас чувствуем друг друга буквально как партнеры по экстремальным ситуациям. Нам уже не надо договариваться, взаимодействуем даже на подсознательном уровне.

– Пореченков как-то рассказывал, что его герою приходится валяться в грязи, испытывать другие муки. А вашему?

– Любимое занятие режиссера – загнать меня на помойку, в лужу, в грязь, чтоб меня били, чтобы я мерз. Мишка-то хоть и жалуется, но его герой все больше по клубам и ресторанам.

– Бремя славы на вас уже свалилось?

– Если считать славой то, что невозможно ездить в метро… Тут у меня машина сломалась, так было ужасно. Если просто смотрят, шепчутся – полбеды, хотя чувствуешь себя как на сцене. Вот когда начинают приставать – очень утомительно. Раз молодой человек цитировал мою роль с первой серии до последней, пока я не вышел из вагона. А тут выхожу из магазина, навстречу парень: «Привет». – «Здорово». – «Чего ты побежал-то?» – «Дела». – «Ну на, докури, сигара дорогая», – и протягивает окурок. У меня были совершенно фантастические случаи. Раз в туалете попросили автограф прямо у писсуара, идиотская ситуация. А как-то ко мне приезжал старший сын Ванечка из Польши, снялся в эпизоде. Мы с ним сидели в кафе, две девушки долго хихикали, потом подошли, попросили автограф, извинились, что у них ничего нет, и протянули прокладку «Кефри». Однажды подбежали девушки с блокнотиками, я уже потянулся за ручкой, вдруг спрашивают: «Сколько лет Пореченкову?» У Миши поклонники в основном молодежь. Ему из театра не выйти, Владимирский запружен. А у меня поклонники постарше, не совсем оголтелые.

– Так сын Ванечка актер?

– Он со своей мамой-полячкой – она у нас в Петербурге училась – живет в Варшаве. Мама – звукорежиссер, а он закончил высшее кулинарное заведение, поскольку сказал, что нужно иметь в руках профессию. А теперь снимается в очень популярном молодежном сериале и уже достаточно известен.
Младший сын Кирюша, ему два с половиной года, хоть и живет здесь, в Петербурге, папу видит редко, но по телевизору узнает.

– Когда я говорила с Пореченковым, он утверждал, что на самом-то деле хотелось бы сыграть не агента, а героя Чехова. А вам?

– Хотел бы сыграть Лопахина в «Вишневом саде» и Зилова в «Утиной охоте». Гамлета не хотел бы. Считаю, что он отрицательный герой, разрушитель. Некоторые актеры вроде бы стыдятся, что снимаются в сериалах. А я того, что стыжусь, не делаю: никогда не выступал на Ёлках, даже когда не было денег. А ещё мы с Мишей не участвуем в концертах, которые нам предлагают провести от лица героев сериала. Мы оба ленивые. Когда у меня не было актерской работы, я и куртки шил, и книжками торговал, и был учеником в мастерской автотехобслуживания, оградки на кладбище делал. Сейчас, слава богу, деньги, которые я получаю на сериале, позволяют заниматься только своей профессией, спокойно репетировать в театре. Сейчас на подходе три спектакля.
…Вы ещё не спросили меня про хобби, а оно есть – вождение машины. Научился ещё в 79-м, когда играл в кино шофера. Предлагали получить права, но я понимал, что бессмысленно, потому что на машину не заработаю никогда. Первую машину купил лет шесть назад, тогда и получил права. Сейчас у меня «шестерка». Гаишники мне мелкие нарушения прощают, а крупных не совершаю.

– Известно, что милиционеры любят «Ментов». А как относятся спецслужбы к вашему сериалу?

– С нами спецслужбы в контакт не вступали, хотя был у меня частный разговор. Один из больших чинов сказал: «Ну, таких, как ты, у нас в органах, конечно, нет, но наши все любят именно твой персонаж». Им бы хотелось быть такими.


Елена ПЕТРОВА,
АиФ Петербург, № 01 (386) от 03.01.2001