Андрей Краско. «Я остаюсь!»

История, рассказанная в фильме, мистическая. Виктор Павлович Тырса в чепуху по поводу загробного мира никогда не верил. До тех пор, пока не умер… Точнее, он почти умер. Его душа оказалась в пустынной местности, среди людей, уже не принадлежащих этому миру, но и в тот еще не принятых. И тут понял Тырса, что жалко ему расставаться с земной жизнью, тем более что ему есть, что терять… Создатели первоначально хотели назвать кино – «Жизнь доктора Тырсы», но в связи с тем, что картина стала последней работой в кино Андрея Краско, продюсеры и режиссер решили посвятить киноленту его памяти и назвали ее – «Я остаюсь».

Два Краско

До самого конца 90-х Краско был никому не известным актером. Как говорил он о том периоде: «Я был артистом в душе, а на сцене – увы…» Режиссеры приглашали его лишь на эпизодические роли. Он очень переживал. Комплекс неполноценности только усугублялся, когда ему приходилось слышать: «Вы-то ладно, вот ваш отец!..» Отец Андрея, Иван Краско, народный артист России, снимался в таких лентах, как «Принц и нищий», «Конец императора тайги», и был символом целого поколения советских людей наряду с Василием Лановым и Алексеем Баталовым. Долгое время в ленинградских театральных кругах Андрей оставался лишь «сыном дяди Вани Краско» (так уважительно величают мэтра питерские артисты). Чтобы доказать свое право на место под солнцем, требовалось работать, работать и работать, день за днем, «пробивая стены».

«Это нормально, – любил повторять Краско-младший. – Я любил и люблю свою профессию. И готов отдать ей все силы, которые у меня есть. Пожалуйста, не жалко! Наоборот, когда выпадает свободный день, я мечусь по дому и не знаю, чем себя занять». Любой психолог подтвердит, что эта проблема именуется «профессиональной зависимостью», или, проще говоря, «трудоголизмом».

Калейдоскоп упущенных возможностей

В двадцать лет Краско имел все шансы стать звездой. На его стороне были гены, талант, страсть к профессии, известная фамилия и… удача. Первый же его спектакль, «Кукарача» в ленинградском «Ленкоме», стал событием для театрального Петербурга. Зрители аплодировали стоя. Такой успех для дебютанта – редкость. А вот случайно попавшие на премьеру чиновники из Министерства внутренних дел остались недовольны. Разухабистый милиционер Кукарача в исполнении Краско показался им «отвратительным, порочащим образ советского милиционера». Через несколько дней Андрей Краско получил повестку из военкомата. Прежде он как молодой перспективный актер от службы в армии был освобожден. Однако теперь «освобождение» закончилось. Спектакль временно сняли с репертуара. А Краско отправился служить в Архангельскую область.

Спустя два года он вернулся в родной город на Неве, но к тому времени умер режиссер «Ленкома» Геннадий Опроков, не стало Динары Асановой (в 1980 году Андрей успел сняться в ее драме «Никудышная»), которая хотела его снимать и тщетно пыталась отбить у военных чинуш. Андрей остался без работы. Между тем страна переживала бурные перестроечные годы. Кино практически не снималось. На что-то надо было жить… Краско устроился в одно из первых частных предприятий Санкт-Петербурга шить дешевые курточки. Затем ставил оградки на городском кладбище. Мечту о любимой профессии можно было забыть навсегда. Через несколько лет он, как и многие его коллеги, будет рассказывать журналистам, что именно тогда крепко пил.

Все изменилось в 98-м, когда вышел на экраны первый отечественный сериал-боевик «Агент национальной безопасности». Глуповато-простоватый напарник главного героя сделал Краско узнаваемым, любимым зрителями. Предложения от режиссеров посыпались, как из рога изобилия. Талант никуда не исчез, любовь к работе тоже осталась. Подводило одно – здоровье. Во внутреннем кармане пиджака Краско всегда носил с собой «сердечные» таблетки. «А то что-то прихватывать в последнее время стало слева вверху. Старею, блин!» – говорил он с улыбкой. И тут же переводил разговор на другую тему. При этом выглядел более чем счастливым. Мечта сбылась: он работал в своей профессии, его знают, любят, режиссеры готовы подстраивать под него съемочный график. Он НУЖЕН!!!!

Последняя дорога

Последнее свое интервью Краско дал в купе поезда «Санкт-Петербург – Москва». Другого времени для общения с журналистами крупного российского телеканала у него не нашлось.

…Андрей, виновато улыбаясь, распахнул дверь, жестом приглашая посетителей зайти. Сам присел на краешек нижней полки и, зажмурившись, потер глаза руками. «Вот, – смущенно пояснил он, – в последнее время мотаюсь из города в город. В основном на поездах или в автобусах. Самолеты не люблю, не получается там расслабиться. А так, Питер – Москва – Киев – Севастополь, опять Питер, там спектакль, потом городок под Одессой – киносъемки. И это последние дней пять. Отдыхать получается только вот здесь (обводит рукой купе), в дороге».

В полноценном отпуске он не был семь лет: спектакли, гастроли, съемки. Лишь за шесть месяцев 2006 года Краско снялся в восьми картинах, причем три из них – многосерийные ленты.

«Нет, ну, так нельзя! Сниматься каждый день не хватает уже сил. Думаю чуток приостановиться», – сказал Андрей. Не успел. 5 июля 2006 года актер умер в Одессе, на съемочной площадке фильма «Ликвидация». Он успел сняться всего в нескольких эпизодах, и режиссер передал роль другому актеру. Краско было всего 48 лет. За свою жизнь Андрей так и не смог накопить на собственную квартиру, он снимал жилье. После смерти актера кто-то из акул пера напишет, что «Андрея погубило чрезмерное увлечение спиртным». И это будет неправдой. Диагноз врачей – смерть от сердечного приступа. Нельзя каждый день сниматься на износ.


Борис Галкин, президент гильдии актеров кино России, заслуженный артист России, режиссер, актер:
«Царство небесное Андрею. Редчайший был артист, уровня Анатолия Папанова, Евгения Евстигнеева. Но, увы… В наше время, когда кино набирает обороты, работа артистов оплачивается неадекватно. Такой популярный актер, как Краско, должен был быть материально очень обеспеченным человеком, чтобы спокойно жить и иметь возможность выбирать себе роли, как это делают голливудские звезды. А он снимался, снимался, снимался, чтобы заработать… Пока не произойдет какого-то перелома, мы будем терять профессию и терять артистов…»

Ольга Пореченкова, жена друга Краско, актера Михаила Пореченкова:
«Он был очень трогательный. Чуть-чуть внутренне одинокий, немного отстраненный. Возможно, из-за того, что ему пришлось пережить. Но все равно искренний, душевный. Настоящий».


Газета "Новые известия", 2 апреля 2007 г.