На «упертых» Россия держится…

Известный питерский актер Андрей Краско больше всего запомнился зрителю по телесериалу «Агент национальной безопасности». Андрей снялся в фильме «72 метра», в одночасье вошедшего в число лидеров российского проката. А спектакль «Смерть Тарелкина», где он играет главную роль, вот уже целый год вновь и вновь собирает полные залы зрителей. Сегодня вместе с Андреем Краско журналист Владимир ДМИТРИЕВ попытался разобраться, сколько стоит отличное качество в жизни и творчестве.

В жизни ничего не дается даром. Еда, одежда, сервис и даже творческий труд и полноценный отдых требуют определенных физических и моральных затрат, выражаемых соответствующим денежным эквивалентом. Поэтому из всех вопросов, возникающих в нашей повседневной жизни и требующих оптимального решения, важнейшим является соотношение качества продукта или услуги и той цены, которую за него необходимо заплатить.

– Андрей, что требуется для того, чтобы качество спектаклей и фильмов отвечало не только стоимости билета, но и положительному восприятию публики?

– За рубежом постановки в приличных театрах стоят больших денег. Это высокие гонорары популярным актерам, создание превосходных декораций и костюмов, отвечающих сюжету пьесы и замыслу режиссера, сцена, оснащенная современным оборудованием и приспособлениями, и многое другое. У наших театров денег нет, чего-то всегда недостает, что-то вообще отсутствует. Тем не менее, это не должно приводить к потере качества спектакля, как результата работы всего коллектива. Голь на выдумки хитра – такова тенденция деятельности подавляющего большинства российских театров. Бывает и наоборот, особенно в кино. В проект вкладываются огромные деньги, приглашаются дорогие актеры, но все это порой не обеспечивает настоящего качества. С другой стороны, играет роль элемент удачи: в сочетании с талантом фарт, даже при минимальном финансировании, сопутствует, зачастую, рождению шедевра, который интересно смотреть от начала до конца. Возьмем картину «Брат». Совсем недорогой фильм. Но в его креатуре нашли выражение и гений Алексея Балабанова, который придумал и снял эту историю, и продюсерский дар Сергея Сельянова, собравшего воедино все составляющие успеха, и, безусловно, актерские таланты Виктора Сухорукова и Сергея Бодрова-младшего, ныне, к сожалению, уже покойного.

– А в театре? Существует мнение, что «Смерть Тарелкина» можно играть по-другому? Что этот спектакль должен нести гораздо большую художественную выразительность?

– Сейчас под антрепризу много гонят халтуры, поэтому нашей задачей было доказать, что это не просто «чес», что в антрепризе можно ставить серьезную драматургию, а спектакль может стать шедевром театрального искусства. Текст произведения А. Сухово-Кобылина для сегодняшнего зрителя тяжеловат, и, мне кажется, режиссер Юрий Бутусов и художник Александр Шишкин точно угадали жанр и способ постановки – присутствуют элементы буффонады, а игровое пространство напоминает арену цирка. Можно говорить и о таком понятии, как «китч», которое все ругают, которое долгое время считалось недостойным и преследовалось. Но мне кажется, любое по-настоящему художественное произведение всегда на грани китча: Пиросманишвили и русский лубок – это ведь тоже китч. В общем, кому-то спектакль нравится, кому-то нет, но он вызывает интерес, обсуждается, и это уже достижение. Во всяком случае, никто не может обвинить нас в игре на публику или в том, что мы участвуем в этой антрепризе исключительно из-за денег. Что касается планов, в скором времени в театре «Приют комедианта» будет ставиться пьеса Сэма Шеппарда «Безумие любви». Я приглашен на роль одного из главных героев, а премьера спектакля намечена на октябрь.

– Какие киноработы удались? Так, ваш герой, следователь Шмаков, в фильме «Олигарх» не выпячивает себя и не продается, но в нем чувствуются характер, огромная внутренняя сила и твердость убеждений. Это кредо вам импонирует?

– На таких «упертых» людях держится вся Россия. Несмотря на достаточно негативное отношение к органам правопорядка, там есть профессионалы, которые работают не из-под палки, а по убеждениям. Их не прельщают деньги и прочие блага, они неподкупны. До «Олигарха» роль такого плана в кино мне еще не приходилось играть, но в своей профессии я, безусловно, придерживаюсь этих принципов. По жизни не люблю конфликтов и старюсь их избегать. Тем не менее, есть правила и нормы, которые не могу сам переступить и соблюдения которых жду от других людей. С отступниками приходится расставаться. Вспомнил вот всю свою молодость, играя сразу пять ролей в фарсовой комедийно-ностальгической ленте «Копейка» Ивана Дыховичного – это люди от милиционера до нового русского из длинной цепочки владельцев легендарной легковушки.
Отснялся у Димы Месхиева в 24-серийном сериале «Линии судьбы», современной мелодраме с юмором и детективными элементами. Пожилая вдова партийного функционера (Валентина Талызина), оказываясь без средств к существованию, сдает комнаты в своей шестикомнатной квартире в центре Москвы. Лента интересна воплощением коллизий среди жильцов, переплетением их судеб. Получил огромное удовлетворение от интересной работы с еще одним прекрасным режиссером Владимиром Хотиненко в двухсерийном художественном фильме «72 метра, или Прощание славянки», где мой герой – командир подлодки. Из зарисовок о подводниках писателю Валерию Золотухе удалось сделать замечательный сценарий. Я наслаждался общением со всей съемочной группой и с компанией партнеров: Сергеем Гармашем, Сергеем Маковецким, Чулпан Хаматовой, Игорем Ливановым. Зритель также очень тепло встретил картину.

– Как известно, все материальные и духовные блага имеют свою цену. В зависимости от ее величины приходится постоянно делать выбор – подходит ли нам данный продукт, в том числе и творческий, стоит ли отдать за него требуемый эквивалент стоимости или затраты на этот продукт превысят предполагаемое его качество? Взять хотя бы киноиндустрию?

– Конечно, при создании телесериала необходимо соотносить стоимость его производства с конечным результатом, который удовлетворил бы зрителей. Помимо количества денег, вложенных в данный продукт, решающим фактором является профессионализм актеров и постановщиков. Это нелегкий труд, но если актер согласился сниматься, он должен работать «на полную катушку». Вот и великий Качалов говорил: «Можно телефонную книгу прочесть так, чтобы народ плакал и смеялся». Бывает, не хватает денег на трюки. Одну и ту же машину на съемках «Агента национальной безопасности» разбивали и восстанавливали несколько раз. Но при любых условиях настоящий режиссер не может себе позволить снимать некачественно. А лучшие режиссеры, по моему мнению, получаются из людей, попробовавших себя на всех ступеньках своей специальности, начиная с ассистента, или, еще лучше, владеющих несколькими киношными профессиями. Так, гениальный Василий Шукшин, будучи одновременно сценаристом, режиссером и актером, создавал подлинные шедевры.


Владимир ДМИТРИЕВ,
Газета «Пограничник Северо-Востока», № 24 (3786), 15-21 июня 2005